18:22 

Про "Сацумские письма"

r1
Это была очень хорошая игра, столь сильных положительных эмоций от ролевой игры я не испытывал уже давно.

Раньше мне приходилось сталкиваться с Хэлкой как игрокм и мастером, а также слышать об ее играх. Поэтому, когда мне предоставилась возможность участвовать, я немедленно решил заяляться.

Мне в принципе нравятся модели на ролевых играх, и карточки как способ развития персонажа показаись мне неплохой идеей иммитации событий, происходящих помимо воли игрока в "большом мире". Вторым отличным инструментом были "печати". Назвать их можно по разному - хоть "чипами ресурсов" - но когда возможности персонажа осуществить какой-либо действие четко описаны и лимитированы видимым образом - это тоже хорошо. Во всяком случае гораздо лучше абстрактной смеси из того, что может игрок, и рассуждений о том, что, наверное, может персонаж исходя из логики.
В игре печати представляли собой валюту, которая определяла возможность персонажа совершить то или иное действие на макроуровне (избежать ареста, получить чин и т.д.), а также его роль в происходящих событий (условно - набрал много печатей сегуната - будушь иметь много опций до гражданской войны, но в ней окажешься в рядах Сенсегуми на стороне проигравших).

Таким образом в "Сацумских письмах" игрокам был дан превосходный инструмент реализации макроигровых ситуаций.

Вторая часть игры была более распространенной и ориентирована на отыгрыш возникших вследствии применения карточек ситуаций и изменений во взглядах персонажа.
Реализована она была через импровизацию писем, которые старые школьные товарищи пишут друг другу на протяжении многих лет, описываю происходящее с ними.
К первой части она была подключена через возможность в письме попросить друга о помощи (то есть о том или ином "ресурсе"-печати).

Сама игра происходила так.
В начале игроки получили случайные карточки с японскими именами (вернее фамилиями). Тут должен сказать, что хотя они имеют условный характер, тем не менее многие из них узнаваемы и хорошо известны в истории Японии. Вторым немаловажным элементом было, то что некоторые персонажи игры были родными братьями (то есть у игроков могли оказаться персонажи связанные родственными узами). В нашей игре это имело большое значение.
Затем происходило несколько игровых раундов. В каждый из которых игрок получал карточку, в которой описывалось произошедшее с персонажем в это время (мастер вел счет времени и переодически сообщал игрокам отом,ч то произошло в Японии в тот или иной год). Затем персонаж в форме письма пересказывал собравшимся (формально одному адресату, но реально всем участникам) содержание карточки. В том прогоне, в которм участвовал я игроки подходили к этому творчески и занимательно увязывали содержимое своей карточки с предыдущими (чему мы обязаны в частности трагической истории самурая Мацукаты и девушки из чайного домика. сестре его школьного товарища).
Тут я должен сказать, что Хэлка проделала огромную работу. Текст карточек, как и сопроводительные комментарии для игроков по истории и культуре Японии были восхиттельны и не в малой степени способствовали погружению в контекст эпохи.

Кроме того карточка могла предоставлять игроку возможность получить ту или иную печать или потратить ее. Последнее открывало для игрока дополнительную опцию, которая могла изменить его судьбу в будущем (или немедленно). В целом карточки первых раундов были скорее направлены на получение печатей, а начиная с середины - на их трату или получение комбинаций из них (хотя везде были исключения).

Таким образом игроки и персонажи двигались в перед из Японии сегуната к эпохи Мэйдзи через все хитросплетения шестидесятых годов и эпоху скачкообразной модернизации (в которую не все вписались). Я не знаю как представляли финал этой игры другие игроки, но я точно знал, что игра про революцию (пусть и японскую) да еще про самураев из Сацума ничем хорошим (для персонажей) кончиться не может.

Я не буду останавливаться здесь на всех хитросплетениях истории Японии и непосредственно Сацума. Просто расскажу историю своего персонажа и поделюсь некоторыми впечатлениями.
Моего персонажа звали Курода и к сожалению (как для персонажа, так и для игрока) братьев у него не было. Об этом я очень сожалею.
Как и все его школьные товарищи Курода происходил из Сацумы (захолустья на юге Японии), был беден, амбициозен и знал, что ему предстоит жить в эпоху перемен.
В это время жители страны Ямато внезапно узнали, что южные варвары не такие уже и варвары, а их большие черные корабли достаточно велики, чтобы заставить сегуна и его ставку считаться собой.
Молодой Курода изучил английский язык и отправился в переводчиком в составе посольства в США, о чем и написал своему другу Сайго-младшему.
Тут для меня случился первый сильнейший момент в игре. Получив на руку и прочитав карточку я ощутил выход за пределы повседневности. Перед Куродой открылся бескрайний мир с его чудесами, в его волосах играл свежий ветер, он увидел необходимость изменений в стране и возможность в них участвовать. Молодой человек был переполнен энтузиазмом, оптимизмом и верой в себя. Ему конечно же нетерпелось поделиться этим с товарищами.
Однако по времени отыгрыша моя карточка была одной из последний. А в других письмах открывалась бездна безысходности.
Туберкулез, брак по расчету, продажа сетры в чайный домик... Игроки, как мне кажется, очень точно уловили и личные трагедии своих персонажей и общее состояние страны. В их письмах звучала безысходность.
Лично меня это очень настроило на необходимость выбраться из этой безнадеги во что бы то не стало. И сами тексты событий (спасибо Хэлке) и их интерпретация игроками были на редкость удачными.

В следующей карточке у меня было поступление в навигационную школу, основанную сегунатом (за нее я получил соответсвующую печать). Это карточка отлично подходила к предыдущей! Но увы, подобная инициатива на благо Японии не была оценена князем, и Куроду изгнали - он стал ронином! Я отправился в угол для ронинов (нас там после второго раунда собралось трое, причем "политическим" был один я - двоих других изгнали за разврат и связь с девушками из чайных домиков).
В этот раунд в отличии от первого моя карточка была разыграна в начале и я из своего "гетто" с интересом наблюдал за происходящим. В этот раз письма игроков были в основном более оптимистичными - в основном посвященным приметам модернизации в Сацума, но как игрок я знал ЧЕМ это закончится.
В залив Кагосима вошел английский флот и все труды пошли прахом. Тут я должен сказать, что был уверен - кого-нибудь неприменно убьют на батарее. Это было бы вполне в духе происходящего - ткнуть лицом в то, что никакая доблесть не может устоять против промышленной мощи. Но у нас было еще слишком много всего впереди, по этому Хэлка ограничилась описанием смерти и разрушений, с которыми столкнулись наши персонажи.

В третьем акте игроки оставшиеся в Сацума были отправлены в Киото в составе вооруженных сил клана для защиты правительства (то есть сегуната) от мятежников, а ронины прибыли туда же каждый по своим причинам.
Соответсвенно мы тянули разные карточки. Причем карточек ронинов было меньше, а сами они были "хуже". То есть несли в себе реальную возможность гибели персонажа. В принципе это отражает реальность - трудно человеку, когда он один.

Мне выпало востание в Мито. То есть Курода покинул навигационную школу и присоединился к повстанцам, сражавшимся "за императора". Тут я должен несколько отвлечься. Существует такое представление, что сторонники императора были "за реформы", а сторонники сегуната - этакими средневековыми ретроградами. Это не так. В бакуфу были в основном реформаторы, а среди сторонников трона хватало совершенного мракобесных персонажей. В частности востание в Мито проходило под лозунгом "Повиновение императору, изгнание варваров". То есть путь решения проблем его участники видели не только в востановление власти микадо, но и в новом закрытии страны. Как среди них оказался образованный умница Курода? Я не знаю. Скорее всего ему хотелось есть и он стал делать то, что хорошо умеет делать самурай - убивать. Надеюсь, он видел как таким способом можно приблизить новые времена.
В конце концов восстание было подавлено, а Курода оказался в плену с перспективой быть обезглавленным. Чтобы избежать этого, Куроде были нужны связи в бакуфу (печать сегуната), а для возвращение в клан - прощение князя (печать Сацума). И Курода решил обратиться за помощью к своему другу Сайго-младшему. К этому моменту я уже знал, что война идет в серьез, а старший Сайго без сожаления обезглавил несчастног Мацукату после битвы у Симоносеки. Тем не менее младший Сайго проявил истиное велекодушие к своему другу и прислал печать.
Тут я должен покаяться - печать сегуна у меня была за навигационную школу. Тем не менее я решил зачерпнуть из кармана друга и обратился нему. К сожалению у Сайго-младший (игрок - Шамара) была только печать сегуната. Таким образом Курода избежал казни (и даже не потратил печать!), но в клан вернуться не смог. Тем не менее за услуги императорсокй власти он получил печать двора.

Вслед за этим наступил славный 1868 год. Декорации поменялись, Сацума перешли на сторону императорского двора, Курода вступил в императорскую армия и получил высочайшее прощение, а Сайго-старший вновь явил свою безжалостность, убезглавив в Хакодате Окубу, сражавшегося за Республику Эдзо в рядах Сенсегуми. Особенно безжаластность проявилось на контрасте с расказом Хэлки о том, что многие видные деятели республик получили амнистию и сделали карьеру в эпоху Мейдзи.

Увы, в эту новую эпоху не оказалось места и для Куроды. Семьи Сайго и Сагара (тут сказалось наличие родственников в игре!) плотно обсели импертора (как раньше князя Сацумы) и принялись оскорблять национальную гордость сынов Ямато. Если сегун был не способен одолеть южных варваров, то новые власти не желали этого делать! оскорбление нанесенное Кореей взывало к мести, но эти презренные трусы не желали "портить отношения" с иностранцами. Не желая сносить подобный позор Курода вышел в отставку и вернулся в Сацума - впрочем уже не в Сацума, а в префектуру Кагосима.

А потом...
Не было потом.
Была только Сирояма. И Курода встал там рядом со старшим Сайго (чье поведение никогда не одобрял, и который в нашей игре стал не военным, а морским министром), и Сайго-третьим, и чудаком Оямой, который со своей женой-американкой привезли госпиталь в охваченную огнем провинцию. И оттуда они шагнули в в вечность, сражаясь против Нового времени, которое они так долго приблежали.

Игра длилась три с половиной часа.
Ее успеху спсобствовало сочетание трех факторов:
1) Действующая механника, простая в освоении;
2) Высокий уровень подготовки игры, обеспечивавший погружение игроков в эпоху и ее проблематику;
3) Оптимальный тайминг, позволивший обеспечить высокую плотность игры. Несомненно было приятно играть в нее дольше, но это наверняка вызвало бы утомление и рассеивание внимания.

Единственным изменениям, котороя я бы позволил себе внести - перенес бы обращение персонажей друг к друг с середины игры ("сон перед войной" ) на конец. Обращение друг к другу живых и погибших было бы, мне кажется, сильным финалом.

Карточная механика мне понравилась. Убежден, что ее можно применить к множеству других сюжетов, а с некоторыми модификациями (более сложное ветвление, например) вообще к большинству.

Выражаю огромную благодарность мастеру игры - Хэлке Ровенион - за проделанную работу и доставленное удовольствие.

Я выражаю благодарность Ларошу за организацию игр в Минске.

Я благодарен всем игрокам, с которыми я играл за раскрытие образов и игру в целом.

Я благодарю Шарля за информирование об игре и предоставленное помещение.

@темы: ролевые игры

URL
Комментарии
2018-12-19 в 23:39 

Вирере
Зачем? Во славу Шинсена, конечно!
Очень рад увидеть такой общинный отзыв на игру. А как человек, который так же играл, только в Питере, я рад узнать и о другой истории с Куродой. У нас он тоже был ронином, однако :).

2018-12-20 в 14:12 

r1
Вирере, Спасибо. Было бы интересно почитать отзывы с питерсих прогонов.

URL
2018-12-22 в 18:36 

Вирере
Зачем? Во славу Шинсена, конечно!
rl, *-* рад поделиться.

2018-12-26 в 10:01 

r1
Вирере, И где же они?

URL
2018-12-26 в 23:10 

Вирере
Зачем? Во славу Шинсена, конечно!
r1, у меня в дневнике лежат) Вот ссылочка~

2018-12-27 в 16:20 

r1
Вирере, Спасибо.

URL
2018-12-27 в 23:59 

Спасибо и тебе за игру!

2018-12-28 в 19:36 

Вирере
Зачем? Во славу Шинсена, конечно!
r1, ^_^

     

Ужасы повседневности

главная