Личное
читать дальше"Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок!"
И, да, я передумал его убивать.
Личное и общественное
читать дальшеУже довольно давно я читал текст посвященный проблеме посещения пациентов больницах. Не помню даже к какому периоду относилась статья - к совсем позднему советскому или к девяностым годам. Один из ее тезисов звучал примерно так - дружба бывает только между интеллигентами (людьми с высшим образованием) - они навещают друг друга, общаются и так далее. Остальные совершают один дежурный визит "от профкома" и все. Тогда мне показалось, что автор статьи "не любит пролетариат". Теперь мое мнение переменилось. Я, конечно, не узнал больше о пролетариате, зато кое-что выяснил про образованные классы. Так вот автор статьи был несправедлив ним. Вербальное выражение дружеских чувств развито, несомненно, достаточно хорошо. Но ожидать малейших действий в виде поездки "на другой конец города", небольшой суммы денег, отличной от стоимости бутылки пива, в которой возникла внезапная надобность на общие цели или солидарности в отношениях, например, с работодателем ожидать не приходится. Все перечисленное абсолютно нормально, но при этом постоянно звучат обещания помощи в крайней (то есть такой которая никогда не наступит) ситуации. И вот попытка совместить два этих факта вызывает у меня некоторое недоумение.
Общественное
читать дальшеОдним из важных показателей нашего общественного неблагополучия является отсутствие каких-либо традиций связанных с важными событиями в частной жизни. Наверняка многие испытывали неловкое ощущение на свадьбах, юбилеях и особенно на похоронах. Вроде собрались люди по вполне конкретному поводу, а что делать не знают. А между ними суетиться (иначе не назовешь) массовик-затейник (нанятый, а часто энтузиаст на общественных началах) пытающийся что-то там "организовать" - "родственники жениха справа , невесты - слева", "сначала венки, потом цветы. Нет, сначала крест", "а теперь нашего дорогого юбиляра поздравит его любимый троюродный племенник" (который последний раз видел дядю на предыдущем юбилее). И никто не знает как и что делать и главное зачем. Отчего и возникают конфузы как два "знатока" начинают спорить о том, что все же сделать.
То есть никаких традиций проведения гражданских церемоний у нас нет. Дореволюционные традиции городского населения были уничтожены в процессе борьбы с буржуазными пережитками, советские (начиная от шутовских подражаний христианским обрядом двадцатых годов и заканчивая безалкогольными свадьбами восьмидесятых) никогда широкого распространения не имели, религиозные подорваны общей деклерикализацией общества, народные деревенские - городским образом жизни и как сильно завязанные на религиозную составляющую все той же и советской антицерковной борьбой. Единственный общепринятый обряд - застолье с обильным возлиянием. Что делать кроме него никто наверняка не знает.
Пытаемся использовать обломки и кусочки от всего по чуть-чуть - обмениваемся кольцами от марш Мендельсона, носим икон перед людьми, никогда не бывавшими в церкви, произносим речи о небывалых трудовых и общественный успехах. И все это под недоуменные взгляды друг друга - да что это мы делаем?
Поэтому одной из важнейших общественных задач является выработка хотя бы какой-то гражданской церемонии для важнейших жизненных событий, такой, которая была бы приемлемой и понятной для всех ее участников.