так и не понял, почему пандавы положительные герои (даже вообще протагонисты).

@темы: литература

Комментарии
27.10.2015 в 23:05

А они вовсе и не положительные. Я, когда читала еще в детстве, всю книгу думала: "вот сволочи, а Кришна - особенно!" :)
27.10.2015 в 23:34

Дело в следующем. Издание снабжено предисловием, в котором говорится о месте произведения в индийской культуре, влиянии и среди прочего о том, что сравнение с персонажами-пандавами и в современной Индии является лестным. Ну, и внутри текста - Юшхиштхира - идеальный правитель, Бхима и особенно Арджуна - идеальные супервоины.

Вот вопрос и возник - что я не так читаю, если у меня не складывается?

А ахейцев с троянцами, например, такого нет. Все примерно одинаковы, Гектор ничуть не хуже Ахилла, а что одни проиграли - так судьба.
28.10.2015 в 12:55

Ты имеешь в виду механизм того, как всякие сволочи становятся положительными национальными и даже сказочными героями? Типа как Слово о полку Игореве, сватовство к Рогнеде (у меня ребенок давеча очень восхвалительный былинно-сказочный вариант последнего в форме аудиокниги слушал) и пр.? Интересный вопрос, на самом деле, меня в этом плане японцы всегда удивляли.
Навскидку в качестве ответов, конечно, напрашиваются: а) политическая конъюнктура, б) этнокультурные стереотипы. Можно поразмышлять.
Во всяком случае, ты не одинок: у меня тоже не складывается. :)
28.10.2015 в 14:01

В "Слове" я нигде не вижу ничего такого.
Сватовство к Рогнеде - малоизвестный эпизод летописи, не знаю что слушал ребенок, но точно не аутентичный текст (полагаю, "былина" написана на коленке в недавние времена сусального православия).
А тут несколько раз говорится, что сражаться с неспособным сражаться противником - позор для кшатрия, и тут Арджуна по Карне как вдарит!
Юшхиштхира с Дроной нарушает ритуальную чистоту - и ничего (Тюра за то, что он для всех собаке в пасть руку положил, например, из специальности поперли).
И так далее.

То есть выглядит это примерно так, собрание каких-нибудь древних кшатриев ("за один день уничтожили сорок городов дасью"), певец про воинские доблести и кастовые добродетели заливается, а потом - "а теперь, дорогие друзья, прослушайте песню о том, как вся эта ерунда была попрана, а нарушителю за это ничего не было". (Неизвестный нам автор "Слова", например, даже брак Игоря с Кончаковной обставил так, что сначала Игорь из плена ловко сбежал, а уже потом женился и заключил союз). Непонятно, почему героями не являются кауравы. У них и их сторонников остались потомки, так что в качестве предков они подходили ничуть не хуже пандавов, а идеальной норме они соответствовали куда лучше (ну, Дурьодхана может и не очень, а вот Бхишма и Дрона так вообще через край). Почему "Махабхарата" - рассказ о жизни, приключениях и победе пандавов, а не о жизни, приключениях и героической гибели кауравов.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail