Им лет не много и не мало,
Но их судьба предрешена.
Они еще не генералы,
И не проиграна война.
читать дальше
Играл в «Конец парада». Остался в крайне смешанных чувствах, потому что тема игры и даже сама игра хорошая, но мне категорически не понравилось. Несомненно сыграло роль отличия ожиданий (я несколько иначе представлял игру) от действительности, но главная роль все же пренадлежит тому что и главное как происходило на игре.
Игра представляла собой моделирование работы военно-морской академии и морской войны в антураже условной середины девятнадцатого века (корабли парусные) с элементами двадцатого (тотальная война и развитая пресса). На фоне этого должны были происходить два взаимосвязанных процесса — деградация воинской чести (с развитием эффективных методов ведения войны рыцарственное отношение к противнику исчезает) и деградация системы образования (будущих офицеров учат по сокраженным программам все тем же эффективным утилитарным методам). Личные конфликты между сторонниками обоих подходов прилагаются.
Столкновение традиции и модерна это всегда интересно и я принял участие в игре. И первая ее часть — академия была прекрасной. Идея, что большинство правил игры открывается прямо на ней, мне кажется хорошей. Никакое чтение не даст того же эффекта как рассказ человека, который уже имеет какой-то опыт. Особенно если этот рассказ иллюстрирован примерами, а от усвоения рассказанного зависит дальнейшая игра. И тут мастера и игротехники сделали все — прекрасные преподаватели дали нам основы морского боя, рассказали об офицерской чести и обучили ее защищать на дуэлях. Мы окончили академию и вышли из нее юными полными надежд и иллюзий лейтенантами.
И вот тут меня ждало первое разочарование. Лучшие (по игровым параметрам) на курсе кадеты вышли из академии сразу капитанами II ранга. Для меня это было как удариться с разбегу о стену. Какие традиции флота, если внеочередное производсто (сразу на три чина) получает не отличившийся в бою, а тот кто громче всех кричал на построении «Так точно, сэр!» (Что бы не было лишних вопросов — я такой был не один, нас было четверо).
Быстро стало очевидно зачем это сделано — игроки должны были максимально быстро зааменить игротехнический состав в ролях преподавателей и коммандующего эскадрой. И заменили. И тут была вторая ловушка. Игроки (и их персонажи — зеленые лейтенанты) остались одни без старшего поколения. Т.е. без носителей тех самых драгоценных традиций, которые являлись одним из стержней игры и наедине с превосходящими силами игротехников. Впрочем в сражениях я участия не принимал, поэтому о них пусть напишет тот, кто знает дучше.
Вместо сражений я преподавал в академии, где (в рамках все той же логики замены игротехников игроками) моментально сделал головокружительную карьеру и в одну итерацию (одно сражение и один цикл обучения кадетов) стал адмиралом и кавалером «Креста за заслуги» (вообще такой крест порложен за спасения экипажа, но если можно сать адмиралом не заходя на палубу, то и крест можно получить точно также. Это нанесло окончательный удар по моему боевому духу. Надо полагать, что на офицеров флота мой вид тоже действовал удручающе — некоторый их них пройдя через два-три сражения так и остались лейтенантами.
Про академию можно сказать следующее - с деградацией ситемы образования мы справились. Однако справились скоее не по игровым, а по пожизневым причинам. Точнее из-за недостатка времени. Если первое покоелении курасантов в начале игры учили около двух часов, то в дальнейшем мы должны были справляться за 20-30 минут силами 2-3 человек. И все равно случались простои — игроки вынуждены были ждать окончание текущего курса (офицеры погибали независимо от расписания академии, а новый набор курсантов случался только после выпуска следующего). Ясно, что в таком цейтноте преподавание было самым минимальным (мы делали упор на морские бои), а времени на взаимоотношения внутри кадетов и между кадетами и преподавателями не оставалось. Ясно, что в условиях тотальной войны и поражения именно так оно и бывает (смотри хотя бы «Фабрику офицеров» Кирста), но хотелось бы хоть какой-то аргументации (враг у ворот и родине нужны солдаты), а не простой констатации того, что игра не резиновая, а очережную партию игроков надо выпускать из мертвятника. В целом у нас в академии все скатилось в функционал (во флоте по виду тоже, но тут я точно не знаю и наверняка утверждать не могу).
В целом мне мне не хватало глубины мира. Хотя газеты исправно снабжали нас новостями, но новости эти были абстрактными. Одна телеграмма о разорении родового поместья наступающим врагом (для аристократа) или смерти от недоедания младшей сестры (для простолюдина произвели бы большее впечатление. Вторым проявлением недостатка глубины (хотя в большей степени — того цейтнота, в котором мы жили) был недостаток общения. Встречаться с однокурсниками мне было некогда, им вероятно тоже. Из-за этого возник полный разрыв между флотом и академией. Кульминацие его стала встреча двух адмиралов — Спидфишера (я) и Мэхана (Ульмо), во время которого боевой адмирал пожалвался тыловому на недостаток сведений о новейших вражеских кораблях. К этому моменту плакат с ТТХ новейшег вражеского корабля уже две итерации висел в классе морского боя. А могли бы и не встретиться.
Третьей нехваткой была уже упомянутоая нехватка непрерывности традиций. Не было старшего поколения — носителя традиции. Не было того, с кого можно было бы брать пример во флоте. Армия — структура иерархическая, в которой всегда есть старый полковник (в нашем случае каперанг, который помнит как оно было при при Джервисе и почему флотские не носят погон. Если бы во флоте были старшие офицеры (игротехники), задачей которых было бы поддержание традиций, а у игроков было время их воспринять, то вполне возможно все вышло бы по другому. А так трудно быть косерватором, когда консервировать нечего.
И тут я не могу упрекнуть мастеров. Просто планка была поставлена слишком высоко и взять ее было чрезвычайно трудно. Вообще мне кажется, что игра на 6-8 часов горазду трудне павильонки на 3-4 часа и игры на выходные. Очень трудно добить высокой и равномерной плотности игры и наполнености ее смыслом.
Я благодарен за игру мастерам — Дионису и Анне.
Игротехникам, из которых я бы выделил Кирана, Нойзлесс и Лароша.
Игрокам, в первую очередь преподавателям и кадетам академии , которые терпели меня в роли ректора.
А также отдельно дамиралу Мэхану (Ульмо), который всегда был хорошим адмиралом
и кадету МаКормику (Арсу) за оба выхода и особенно за второй, где он из ничего вытащил эпизод с дуэлью.
Всем спасибо.
Где-то так.
@темы: ролевые игры